Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Россия
/ Туристические новости / Россия

Туры
в Россию

Погода
в России
Курорты
России






Ждать ли сюрпризов от потребительского спроса

 

21-10-2013
В сентябре-октябре 2013 года руководство России дало четко понять своим гражданам, что ждать улучшения экономической ситуации им в ближайшее время не стоит. Но вряд ли это стало новостью для большинства россиян: нынешнее положение в экономике уже отразилось на их потребительском поведении. По данным Росстата, индекс потребительской уверенности в России в III квартале 2013 года снизился до минус 7% (против минус 6% во II квартале). Больше всего «потеряли» люди в возрасте 50 лет и старше. Меньше всего, как и следует ожидать, – молодежь 16-29 лет. Предел роста потребительского спроса констатировала на днях также глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Между тем, независимые институты, в частности, служба социологических исследований «Левада-Центр» фиксировала ухудшение ситуации задолго до этих официальных заявлений. По словам руководителя отдела изучения уровня жизни «Левада-Центр» Марины Красильниковой, потребительские настроения так и не восстановились после кризиса 2008 года – в отличие от 1998 года, когда уверенный рост оптимизма начался почти сразу и уже к началу 2000 года превысил докризисный уровень индекса потребительских настроений (ИПН). А после 2008 года и без того вялый рост настроений практически затормозился уже в 2010 году. «О том, что люди не видят положительных перспектив, мы говорим уже с 2010 года. Страна все глубже погружается в стагнацию», – пояснила она RATA-news. Последний, сентябрьский опрос подтвердил грустную тенденцию. Незначительный рост ИПН в сентябре по сравнению с августом лишь компенсировал снижение индекса на протяжении всех летних месяцев. Между тем потребительские настроения, измеренные показателем ИПН, несмотря на свою субъективную природу, обладают весьма объективным эффектом. Этот эффект, по словам Марины Красильниковой, выражается в объемах розничного товарооборота, то есть в совокупных расходах населения на товары и услуги (в том числе туристические). Расчеты показывают, что рост ИПН на 1% приводит к увеличению розничного товарооборота страны на 0,3% при неизменном уровне доходов населения. Соответственно падение индекса, отражающее ухудшение настроений, приводит к ускоренному сокращению потребительских расходов. «Динамика ИПН обладает еще одним замечательным свойством – она заранее показывает, предупреждает об ухудшении макроэкономической ситуации. Например, неуклонное снижение ИПН наблюдалось за полгода до кризиса 1998 и 2008 годов», – заметила собеседница RATA-news. Наблюдения за потребительскими настроениями, их регулярные измерения в совокупности со многими другими экономическими и социальными показателями дают основу для предвидения возможных перемен. Расходы на туризм и отдых относятся к категории так называемых высокоэластичных товаров, куда также входят, например, автомобили. Как пояснила Марина Красильникова, высокий уровень эластичности означает, что при изменении доходов населения потребительские расходы на такие товары и услуги будут меняться быстрее, чем, например, на питание. Сейчас, на протяжении долгого времени, потребительские настроения меняются мало, доходы тоже увеличиваются незначительно. «Поэтому нет оснований ожидать ускоренного роста объемов продаж, в том числе и на туристическом рынке. Однако такое положение трудно назвать стабильностью. Если говорить о социальной природе потребления, то отдых остается вторым после домашней электроники важнейшим приоритетом массового российского потребителя. Как показали результаты исследования, проведенного «Левада-Центром» для ЦМИ Сбербанка РФ, сейчас три четверти взрослых городских жителей рассматривают регулярные поездки на отдых как признак богатства, лишь каждый пятый считает такие траты для себя привычными. Между тем, в своем потребительском поведении человек обычно ориентируется на уровень, хотя бы на ступеньку превышающий его собственный. Не следует забывать, что доля выезжающих на отдых за рубеж, остается в России небольшой – примерно 7% населения, из них 4% путешествуют часто или постоянно, остальные – не чаще 1 раза в пять лет.

Добавить комментарий



Представьтесь



Похожие новости

10.09.2009   
Туристы прошли "дно" кризиса
Динамика индекса потребительских настроений (ИПН) в августе нынешнего года отражает пусть слабый, но позитивный настрой
28.11.2018   
Туризм неприкаянный: российскому гостеприимству хотят прописать новый закон
Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль
17.02.2014   
Россияне не планируют отказывать себе в отдыхе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в конце января – начале февраля сразу три опроса
25.12.2015   
Форум «Випсервис»: тенденции, итоги и прогнозы российского рынка бизнес-тревел
Буквально несколько лет назад в большинстве российских компаний бытовало мнение, что опыта работы отдела закупок вполне
28.12.2015   
Авиакомпании сдерживают цены, чтобы не потерять последних пассажиров
Пассажирские авиаперевозки в России меняют структуру бизнеса, чтобы выстоять в разгар кризиса отрасли. Сокращение






Офисы (адреса и телефоны)
Подберите мне тур
Позвоните мне

Обратная связь