Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Россия
/ Туристические новости / Россия

Туры
в Россию

Погода
в России
Курорты
России






От банкротства Polar Tour может пострадать до 20 тысяч туристов

 

28-06-2018
Ситуация с турагентствами, пострадавшими от исчезновения компании-посредника Polar Tour, продолжает обрастать подробностями, которые проясняют истинный масштаб произошедшего. И он поражает – и финансовыми потерями компаний, и глубиной правовой неграмотности на розничном рынке.

По экспертным оценкам, количество пострадавших агентств достигает 500, а туристов, которые купили у них туры, до 20 тыс. Всего, как предполагается, было забронировано туров на 200 млн рублей. Точных данных пока ни у кого нет. Кто-то считает, что 20 тыс. туристов – это перебор, а кто-то, напротив, что эта цифра более чем реальна. Вот пример: только у одного из туроператоров, причем не так уж активно сотрудничавшего с Polar Tour, по данным на 18 июня от пострадавших агентств была принята 281 заявка. Из них оказались оплачены 23 – на 70 человек, а неоплаченных 258 – на 707 человек! И это, повторим, только у одного туроператора и по данным на 18 июня, то есть на первый рабочий день после исчезновения компании. Сейчас эти цифры растут, как снежный ком, и речь не только о ближайших датах: глубина бронирований через Polar у многих турагентов достигает конца текущего года.

Соответственно неоплаченные заявки туроператор вынужден аннулировать либо агентство должно заново их оплатить. Агентства называют суммы конкретно своих потерь от нескольких десятков тысяч – до 16 миллионов рублей! Для многих это настоящая катастрофа. Некоторые уже потратили свои личные средства, чтобы повторно оплатить туры с вылетами в ближайшие даты. Одни берут кредиты, за которые несколько лет будут расплачиваться своим заработком, другие продают автомобили. До квартир дело пока не дошло, но многие находятся в состоянии полного отчаяния. Понятно, что большинство пострадавших – женщины, у которых семьи, дети. И это не может не вызывать сочувствия.

Тем не менее очевидно, что большинство из них работало с нарушениями законодательства, и именно поэтому сейчас у них нет многих необходимых документов, в том числе об оплате туров. Деньги зачастую перечислялись на личные карты сотрудников Polar Tour. Кто-то работал с этой компанией как с туроператором, и для многих стало открытием, что ни одно юрлицо из «группы Polar» туроператором не является и в Едином федеральном реестре не состоит.

Другие, напротив, выбирали Polar – почему бы вы думали? Один агент сказал нам буквально следующее: у туроператоров большие риски, ведь у них чартеры, а у центра бронирования рисков нет, он только деньги перечисляет, так что он, конечно, надежнее. Железная логика. И почти никого не интересовало, почему у посредника такие низкие цены и такие хорошие комиссии, особенно в последнее время. Или как у перекупщика продукт может быть дешевле, чем у туроператора.

Очевидно, что и во взаимоотношениях туроператоров с почившей компанией тоже не всё в порядке. Polar представлял себя как партнера 36 операторов, предлагал повышенную комиссию и… прямое бронирование. Это было обозначено на сайте посредника, туроператоры вряд ли не знали о таком «позиционировании».

У некоторых агентств есть подтверждения от отелей о бронировании на конкретные фамилии, а туроператор эту заявку «не видит» – и хорошо, если потом вдруг «находит», случается и такое. Турагенты подозревают, что некоторые операторы намеренно скрывают информацию о договорных отношениях с юрлицами Polar и об оплаченных заявках, чтобы присвоить деньги. И собирают доказательства.

Не желая – точнее, не имея возможности нести на себе весь груз ответственности за случившееся, агентства подают заявления в полицию, причем не только на Polar Tour, но и на туроператоров. Говорят, что ненайденные или аннулированные заявки – это сокрытие полученных туроператором средств. И даже предполагают, что «кое-кто» знал о готовящемся бегстве Polar Tour и поэтому заранее аннулировал брони в отелях. Хотя, конечно же, понимают – но не хотят верить – что Polar мог бронирование сделать, а деньги не перевести. И даже то, что компания исчезла, не оставив ни единого контакта, их не убеждает. В любом случае, они требуют прозрачного расследования по каждой заявке.

К решению своих проблем агенты подключили депутатов, написали Владимиру Путину и вице-премьеру Ольге Голодец. В том числе они просят воздействовать на Ростуризм, который наличие проблемы признал, но никаких конкретных мер не предпринял. В агентствах уверены, что, если власти не вмешаются, ситуация в очередной раз ударит по имиджу всей отрасли.

Ростуризм, как сообщили нам в ведомстве, уже принял 100 заявлений от пострадавших турагентств, жалобы продолжают поступать, но в меньшем объеме. В каждом случае Ростуризм отправляет запрос соответствующему туроператору – и, как правило, получает ответ об отсутствии оплаты со стороны Polar. Но, по словам представителя Ростуризма, информация также передается в МВД.

По словам неформального руководителя инициативной группы турагентств Сурена Джулакяна, директора компании «Велтра», агентства пытаются задействовать все возможные каналы влияния на ситуацию. «Мы ищем помощь везде – потому что время работает против нас. Нам надо, чтобы не сорвались туры, но ясно, что этот груз мы одни не потянем. Обращаемся к операторам, к банкам представителям власти всех уровней. И отдача уже есть, нам идут навстречу, как это было и в первый раз, когда мы собрались в компании «Анекс ». Но отдельные уступки операторов не спасают ситуацию», – сказал г-н Джулакян RATA-news.

Эксперт уверен, что происходящее – это системный кризис, и часть ответственности лежит и на других участниках рынка, в том числе на туроператорах. И на Ростуризме, потому что он – регулятор, и в его компетенции создавать понятные правила работы.

Кстати, в самой «Велтре», по словам Сурена Джулакяна, через посредника была оформлена всего одна путевка на сравнительно небольшую сумму.

По словам Александра Байбородина, директора компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры», в случае с Polar Tour туроператоры сначала резко отстранились, ушли в глухую оборону – и это, конечно, не способствовало решению проблем. С другой стороны, полагает эксперт, такую линию поведения тоже можно понять: прежде многие из них не раз сталкивались с мошенничеством со стороны скрывшихся турагентств, повторно оплачивая отдых их клиентов.

Сам факт, что агентства, пострадавшие от Polar Tour, объединились, представляется г-ну Байбородину примечательным: «История знает не так много случаев, когда агентам удавалось сообща отстаивать свои интересы. И первые результаты такой кооперации уже есть. Некоторые туроператоры начали встречное движение: предлагают агентам оплатить повторно туры с дополнительной скидкой, а также сообщают номера заявок». По его словам, это лучше, чем ничего, но по-прежнему не решает проблем тех агентов и туристов, которые просто не в состоянии оплатить тур повторно.

Добавим, что не ко всем туроператорам, работавшим с Polar Tour, у турагентов есть серьезные претензии. Некоторые по предоплаченным заявкам делают скидку на недостающую часть суммы, а бывает, что и закрывают глаза на небольшую недоплату. А если агентство вынуждено полностью оплачивать тур из своих средств, то, по-возможности, пересчитывают в сторону уменьшения и дают повышенную комиссию.

«Думаю, компромиссное решение, которое обычно и самое выгодное, это если всем сторонам, пострадавшим от Polar – агентам и операторам – удастся сесть за стол переговоров и наметить разумный план действий», – сказал RATA-news г-н Байбородин.


Добавить комментарий



Представьтесь



Похожие новости

15.06.2018   
АТОР подготовила рекомендации для туристов Polar Tour
Ряд рекомендаций для туристов, турагентов и туроператоров, пострадавших от прекращения деятельности группы
15.06.2018   
Ростуризм: Polar Tour не был туроператором, его ответственность не застрахована
Компания Polar Tour, объявившая о невозможности исполнять обязательства по договорам перед партнерами,
15.06.2018   
Polar tour сообщил о приостановке деятельности
В четверг, 14 июня, компания Polar tour, выступавшая на туристическом рынке как субагент, разместила на
16.06.2018   
Туроператоры не несут обязательств по неоплаченным броням Polar tour
Федеральное агентство по туризму 15 июня опубликовало на своем сайте информацию о ситуации с туркомпанией
22.06.2018   
Ростуризм ответил турагентам, пострадавшим от Polar Tour
В четверг, 21 июня, турагенты получили ответ Федерального агентства по туризму на электронный запрос по






Офисы (адреса и телефоны)
Подберите мне тур
Позвоните мне

Обратная связь