Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Таиланд
/ Турция / Стамбул / Достопримечательности Стамбула

Туры
в Стамбул

Курорты
Турции






Собор Святой Софии

 

Нашли ошибку? Напишите нам
Адрес: AyaSofya
Тел: 0212 522 0989
Время работы:
Вторник-Воскресенье 09:00-17:00

.
Это место называют по-разному: грекам оно известна как «Hagia Sofia», на латыни звучит как «Sancta Sophia», а на английском и вовсе – Церковь Божественной Мудрости; пусть вас не смущают столь многочисленные названия – это место было и остается самым знаменитым памятником Стамбула, имеющим продолжительную и очаровательную историю. Церковь была построена Императором Юстинианом на месте Византийского акрополя, где ранее также было возведено два Святилища Софии.

Первое из них было базиликой с деревянной крышей, построенной в 360 г. сыном Константина и его приемником Константиниусом , но святыня была сожжена дата во время бунта в 404 г.; второе здание было построено Феодосием II в 415 г. и уничтожено в беспорядках в 532 г. Церковь же, заложенная Юстинианом, затмила собой все другие здания города и с 537 г. (когда и было закончено её строительство) получила статус самой большой церкови Христианского мира вплоть до 1453 г. – когда Константинополь был захвачен Мехметом Завоевателем , который преобразовал церковь в Исламскую мечеть.

Признавая историческую важность как для мусульманского, так и для христианского мира, это здание было объявлено Ататюрком музеем в 1934 г. Продолжающиеся здесь реставрационные работы (частично финансируемые ЮНЕСКО) означают, что практически вся внутренняя часть здания будет заполнена лесами – но это вовсе не значит, что вы не сможете восхититься великолепием одного из величайших зданий во всём мире! Впервые вступая под крышу своего грандиозного творения, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, что я оказался достоин такой работы. О Соломон! Я превзошел тебя!» И сегодня входя в здание можно понять чувства правителя и простить ему эти слова самовосхваления. Внешний вид может показаться вам несколько приземистым и непривлекательным, но войдя внутрь и оценив изящество взмывающего ввысь куполообразного свода у многих, пришедших сюда впервые, буквально перехватывает дух – столь ошеломительное воздействие оказывают интерьеры церкви!

Подлинное достижение архитекторов Антемуса из Траллеса и Исидоруса из Милетуса, создавших Церковь Святой Софии  без применения современных технологий и материалов остаётся непревзойденным. У жителей Византии захватывало дух при виде столь изумительного убранства нефа, состоящего из 30 миллионов элементов золотой мозаики, покрывающей внутреннюю часть купола. Но больше всего посетители удивлялись отсутствию каких-либо подпорок, которые должны были удерживать огромный купол. Все они задавались одним и тем же вопросом: «Как это возможно?» Фактически же первозданный купол простоял всего каких-то два десятилетия – уже в 559 г. произошло крупное землетрясение, повредившее своды церкви. Восстановлена она была в менее амбициозном стиле – с меньшей базой купола и не столь высоким сводом но, тем не менее, второму открытию церкви в 563 г. были рады все верующие. В течение последующих столетий Византийские императоры и Османские султаны несколько раз заново отстраивали купол, добавляли ряд подпирающих опор и укрепляли фундамент.

Купол (который сейчас достигает 30 метров в диаметре) поддерживается 40 массивными «ребрами», созданными из специальных полых кирпичей (которые были изготовлены в Родосе из особенной легкой, пористой и в то же время очень прочной глины); эти «рёбра» покоятся на особом поясе, поддерживаемом четырьмя колоннами, скрытыми внутри стены. Великий Османский архитектор Синан  всю свою профессиональную деятельность направил на создание мечети, которая могла бы сравниться в великолепии с красотой Святой Софии; трудом его жизни можно назвать Мечеть Сулеймание (построенную спустя 1000 лет после создания церкви), при строительстве которой он использовал многие технологии древних строителей, - в частности, он применял то же самое сокрытие колонн внутри стен. Чтобы оценить реальное значение подобного «сокрытия» вы можете сравнить внутреннее пространство Святой Софии и Голубой Мечети (где в центре находятся четыре массивные колонны). Вы сразу заметите, что со Святой Софией не сравниться ни что!

Во времена Юстиниана к главной двери храма приводила богатая улица, идущая с запада к вершине холма. Сегодня билетная касса находится на юго-западной стороне. Проходя процедуру проверки, вы увидите осевшие руины Феодосиевской церкви и ряд её старинных ступеней. Пройдя через основной вход, всех посетителей сразу же поражает красота убранства – отчасти это происходит из-за бесчисленного количества окон, украшенных самыми изящными витражами. Именно эти окна и создают то самое ощущение, названное некоторыми знатоками «прозрачностью камня». Перед вами, в апсиде с другой стороне здания, появится полусвод с сияющим изображением Мадонны и Святого Дитя, выполненный из множества золотых мозаичных элементов. Над ним вы увидите ещё один полусвод, над которым и начинается основной купол церкви, словно бы парящий в воздухе.

В течение почти тысячелетней истории церкви через её центральную дверь разрешалось проходить лишь высокопоставленным сановникам имперской процессии. Вы и сегодня можете заметить необычные выемки в камне, сделанные у обоих створок двери – в этом месте стояла имперская стража – своего рода «почетный караул» древней империи.

Люстры, подвешенные низко над полом, являются Османским дополнением. Ранее здесь находились ряды масляных лампад, подсвечивающих пространство церкви и проход к центральной части купола. Если у вас хорошо развито воображение, то не составит большого труда вообразить себе грандиозность происходящих здесь событий, - когда под потолком зажигаются огни, воздух наполняется запахом ладана, а под куполом звучат Православные псалмы, многократно усиливаясь и проникая в самые души верующих!

Под сводами церкви короновали Византийских императоров, которых усаживали на трон в почетном месте святыни. Во времена правления Султана Мурата III здесь были установлены специальные алебастровые урны, которые могли использовать верующие для совершения ритуального обряда очищения перед тем, как начать молитву. Также во времена Османского правления здесь был установлен мимбер (кафедра проповедника) и михраб ( молитвенная ниша, указывающая направление к Мекке).

Установленные здесь фрески 19-го столетия содержат арабские надписи (выполненные позолоченными буквами) и являются работой известного каллиграфа Мустафы Эфенди (Mustafa İzzet Efendi), являя собой написание имени Бога (Аллаха), Мохаммеда и первых халифов Али и Абу Бакр (Ali и Abu Bakr). Хоть значение этого «творения» само по себе велико, но оно кажется слегка неуместным под сводами христианского храма и уменьшает общее ощущение интерьеров святилища.

Необычный приподнятый балкон, скрытый об глаз общественности ширмой, является ни чем иным как имперской ложей. Его добавил Султан Абдул Меджид  для того, чтобы можно было приехать, помолиться и уехать обратно незамеченным, - сохраняя тем самым имперскую мистику. В 1739 г. Султаном Махмутом I была добавлена богато декорированная библиотека.

В стороне от северо-восточных имперских врат находится «плачущая колонна» - облицованная медью, в которой проделано отверстие. Эту колонну отождествляют со Св. Григорием Чудотворцем; как утверждает легенда, поместив палец в отверстие можно избавиться от всех хворей и болезней, – но только если при его обратном «извлечении» окажется, что ваш «перст» стал влажным.

Наверху, в южной галерее, неподалеку от Мозаики Деисис  вы можете увидеть могилу Энрико Дандоло (1108 г. – 1205 г.). Дандоло, ставший дожем Венеции в 1192 г., был выходцем из видной венецианской семьи, которая уже к тому времени подарила Венецианской истории четырех дожей, множество адмиралов и бесчисленное количество правителей и управленцев всех мастей самых разных волостей. Во время Четвертого Крестового похода (в 1203-1204 г.) он изменил саму цель компании, отведя удар с города «неверных» на дружественных Христианский город Константинополь (который в ту пору управлялся непримиримым конкурентом Дандоло). Сложно себе представить, но во время этого нападения не избегли участи разорения и святыни – даже Святая София не уцелела от алчного стремления к наживе «славных воинов Христа»; в этот период и был разрушен алтарь святилища. В результате данного похода Венеция получила львиную долю от награбленного имущества, а также многочисленные земли, ранее принадлежавшие Византийской империи. Да и сам Дандоло не остался в стороне от наживы – в его управление перешло три восьмых всей территории Константинополя, включая Святилище Софьи; это продлилось до 1205 г., - когда он умер и был погребен под её сводами. Недаром говорят, что любое «доброе» дело не остается безнаказанно – история утверждает, что после повторного завоевания города в 1453 г. могила Дандоло была вскрыта, а кости брошены собакам… Вот такой вот намёк, добрым молодцам урок…

Когда вы направитесь к выходу из здания, то справа от вас окажется фонтан для причащения. Слева же вы увидите церковный баптистерий, который после завоевания города мусульманами был преобразован в погребальную камеру для султанов Мустафы и Ибрагима. Как бы вам ни хотелось сюда зайти, но даже и не надейтесь – это место закрыто для общественности. Позади баптистерия находятся могилы других султанов: Мурата III, Селима «Алкоголика» и Мехмета III. Особенной драматичностью истории отличается могила Селима. Поскольку в ней же погребены и пять его сыновей, убитых в одну из ночей в декабре 1574 г. – такое кровавое действо имело достаточно прозаичную цель: обеспечить спокойное восхождение на трон его старшего сына Мурата III. Сын продолжил традицию своего отца – поэтому здесь же вы можете увидеть и могилы 19-ти сыновей Мурата, убитых в январе 1595 г., с той же самой целью: гарантировать приход к власти Мехмета III. Он был последним из королевских принцев, взошедших на престол через трупы своих братьев – во времена правления всех последующих султанов младших братьев наследного принца заточали в темницу во дворце Топкапы. Юго-восточнее от входа в здание вы можете обнаружить недавно возведенную стену, скрывающую раскопки, проводимые на территории Большого Византийского Дворца. Также слева от входа вы увидите здание Османской начальной школы, построенное Махмутом I  в 1740 г.

Самый первый минарет к Святой Софии был добавлен Мехметом Завоевателем. Другие были разработаны великим архитектором востока Синаном  для султанов Баязида II  и Селима II .
Рядом с Собор Святой Софии расположены отели
Фотографии

Добавить отзыв



Представьтесь



Читайте также: