Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Австралия
/ Австралия / Достопримечательности Австралии

Староместская площадь

Виды туров

Курорты
Австралии

Информация







 

Нашли ошибку? Напишите нам
Время работы:
  • пн: 00:00 - 00:00
  • вт: 00:00 - 00:00
  • ср: 00:00 - 00:00
  • чт: 00:00 - 00:00
  • пт: 00:00 - 00:00


  • .

    Староместская площадь — исторический центр Старого Города. Она сформировалась в том месте, где торговые пути, соединяющие пражские города, пересекались с существовавшим рынком.

    Староместская площадь всегда была местом основных политических событий города: в 1422 г. — казни одного из руководителей гуситского движения Яна Желивского; в 1458 г. — избрания королем Чехии Йиржи из Подебрад; в 1621 г. — казни 27 предводителей антигабсбургского восстания (место казни обозначено крестом на мостовой перед зданием Ратуши); в 1918 г. — крупнейшей демонстрации за независимость чешского государства. В настоящее время большая часть площади превращена в пешеходную зону. В центре площади — Пражский меридиан, по которому в средние века определяли время, и памятник магистру Яну Гусу, созданный в 1915 г.

    Староместская площадь окружена живописными городскими домами с фасадами различных архитектурных стилей: готического, Ренессанса, барочного и рококо. В фундаментах этих домов сохранилась кладка когда-то стоявших здесь романских домов. С того времени уровень площади постепенно поднялся на несколько метров.

    Вокруг этой площади на рубеже Х-Х1 вв. обосновалась первая колония купцов, придавшая кварталу характерный торговый облик, не изменявшийся в течение веков. В правление Собсслава I (1125-1140) здесь находился главный пражский рынок. С того времени Старый Город превратился в важнейший городской квартал, и поэтому здесь обосновались купцы из разных уголков Европы и возникли многочисленные общественные и частные здания. При Вацлаве 1 (1230-1253) Старе Место получило статус города, но лишь веком спустя, в 1338 г.. здесь была учреждена собственная ратуша, разместивша­яся на Староместской площади — так этот район выдвинулся на первый план полити­ческой жизни Праги. На юго-восточном углу площади стоит внушительный Тынский храм, второй по значению в городе после собора Св. Вита. Его возведение началось в 1365 г. на месте, где с 1270 г. стояла готическая церковь, а закончилось лишь во второй половине XV в. С момента открытия храма, поставленного перед "Тыном" ("Унгелътом"), где с XI в. Жили иностранные купцы, он превратился в эпицентр распространения реформаторских идей Яна Гуса и оставался главным гуситским храмом почти три столетия. Таким образом эта церковь приобрела и политическое значение — именно в ней Йиржи Подебранский, отлученный от Церкви чашник, приказал отслужить торжест­венную литургию, войдя со своими войсками в Прагу в 1448 г. (в 1458-1471 гг. Йиржи правил Чехией как король).

    Поражение гуситов в битве при Белой горе 1620 г. и наступившая католическая реакция вызвали и изменения в облике храма. Его интерьер был переделан в стиле барокко, пышность которого так не соответствовала реформаторским устремлениям (до сих пор виден сильный контраст между новыми барочными наслоениями и старым скромным декором, присущим, например, купели 1414 г.). С фасада храма сняли золотую чашу — символ чашников, умеренной ветви гуситского движения: се золото расплавили для изваяния Мадонны, водруженной потом на фронтон. Официально храм стал называться церковью Девы Марии Тынской (здесь, кстати, похоронен знаменитый датский астроном Тихо Браге). Перед храмом стоит ряд красивых зданий различных эпох: дом Тына (XV в., дом Белого Единорога (XVIII в.), средневековый дом Каменного колокола с прелестным готическим фасадом. За ними — грациозный особняк Гольца Кинского в стиле рококо, построенный во второй половине XVIII в. Особенно интересен его изящный фасад с элегантной лепниной и аллегорическими статуями четырех стихий.

    Перед особняком Кинского в начале XX в. водружен внушительный бронзовый памятник Ягу Гусу, изваянный скульптором Ладиславом Шалоуном и открытый 6 июля 1915 г., в день 500-летия гибели знаменитого реформатора, сожженного в Констанце за "ересь" и ставшего олицетворением чешского патриотизма. Величественная фигура героя доминирует над несколькими скульптурными группами, изображающими различные события: подъем гуситского движения, изгнание Гуса, а также символ чешской нации — мать с ребенком. В 1918 г., спустя три года после открытия памятника Гусу, стоявшая рядом колонна Девы Марии, установленная в XVIII в. в знак победы католической реставрации, была снесена пражанами.

    Здания на северо-восточной стороне площади появились на рубеже веков на месте хаотичной застройки еврейского квартала, частично разобранной в процессе урба­нистических преобразований Праги. Квартал находился в глубине этой части площади и насчитывал сотни жилых домов. Среди вновь появившихся построек наибольший интерес представляет нынешняя резиденция Министерства экономики, появившаяся в самом конце XIX в. и запоминающаяся восхити­тельным фасадом в стиле "модерн". Справа от него — бывший Паулинский монастырь (XVII в.), слева — любопытный дом в необарочном стиле (начало XX в).

    На северо-западном углу площади высится грандиозная церковь Св. Николая (Микулаша), один из самых древних и исторически важных храмов города. Он возник в XIII в., когда в этих местах обосновалась колония немецких торговцев, решивших построить собственный храм и посвятить его Св. Николаю Чудотворцу, небесному покровителю купцов. Первоначальная готическая конструкция не раз трансформировалась, а в 1732-1737 гг. она была полностью переделана в барочном стиле зодчим Килианом Игнацом Динценгофером. В XVII в. церковь Св. Микулаша передали отцам-бенедиктинцам, а сейчас она принадлежит Гуситской Церкви.

    В ее истории случались эпизоды и нерелигиозного характера: в XIII в., например, когда Старый Город еще не имел собственной ратуши, именно здесь располагались муниципальные службы, а в 1785 г., после секуляризации, предпринятой Иосифом II, в постройке разместился архив, а затем — концертный зал. Экстерьер здания запоминается двумя башнями-близнецами, обрамляющими центральный купол, а также богатым декором из архитектонических элементов и лепнины. Не менее хорош и интерьер, где царствует скульптура, превосходным образом гармонирующая с внутренним пространством. Ценно и живописное убранство, в состав которого входят фрески с Житием Св. Николая Чудотворца, а также ветхозаветные сюжеты на плафоне купола, написанные немецким живописцем Петером Асамом Старшим.

    Западная сторона площади почти всегда занята сувенирными лавками, здесь же стоят кареты и повозки для туристов. В ее южном углу — башня муниципалитета, Староместской ратуши. Старинная ратуша со знаменитыми астрономическими часами — осмотреть их стремятся все посетители Праги — состоит из зданий, построенных в различные эпохи и в различных стилях. Кроме уже упомянутой башни, это дом "У минуты", известный красивым фасадом, декориро­ванным мифологическими сю­жетами в технике сграффито (XVII в.), а также тем обстоя­тельством, что здесь жила семья Кафки.

    Когда в 1338 г. Ян Люксембургский дал Праге право учредить собственный муници­палитет, город выбрал для его резиденции уже существовавший особняк Вольфина Каменского (Вольфинов дом), стоящий на углу площади. Спустя 30 лет этот дом расширили, и здесь появилась ратушная башня (через ее готический портал можно пройти внутрь башни к обзорной площадке). В 1381 г. Петер Парлерж пристроил на углу часовню с пятью изящными витражами и с богатым внутренним убранством.

    Староместские куранты Орлой В нижней части башни в 1410 г. были установлены знаменитые астрономические часы орлой, которые не раз усовершенствовались — последняя переделка прошла в 1590 г. На циферблате, в полном соот­ветствии с тогдашними представлениями о Вселенной, Земля изображена как центр космоса с вращающимися вокруг нее планетами. Каждый час (с 8 до 21) сложный механизм запускает в движение фигуру Смерти (справа от циферблата). Когда она переворачивает песочные часы, символ краткости жизни, и тянет канат, открываются два маленьких окошка над часами, откуда выходит процессия двенадцати Апостолов, которых ведет Св. Петр. Процессия удаляется, окошки закрываются и пение петуха заканчивает представление. Кроме Смерти, в астрономических часах установлены еще три фигуры: "Турок", "Суета" (купец с денежным мешком) и "Похоть" (красотка с зеркалом). Под циферблатом — календарь со знаками зодиака и с изображениями сцен труда (XIX в.).

    Рядом с башней с течением времени выросли другие части ансамбля, среди которых — Крыжев дом с прелестной решеткой, украшенной гербом города, девизом "Praga kaput regni" ("Прага глава королевства") и изысканным окном зала Совета (XVI в.); дом Микеша и средневековый дом Петуха ("У Кохута").

    Перед зданием ратуши на южной части площади, заключенной между Целетной и Железной улицами, — серия особняков в романском и готическом стилях и с курьезными названиями и декором: дом Сторха, появившийся в XIX в. на месте готической постройки и украшенный живописью на фасаде, изображающей Св. Вацлава на коне; каменный дом Овна, выделяющийся прелестным порталом (XVI в.), с изображением "единорогого" барана; дом Каменного Стола (XIV в.), дом Несчастного Бедняка (романская эпоха); дом Золотого Единорога (XII в.). За Железной улицей — ряд домов, объединенных портиками: "У Журавля", "У Красной Лисы", "У Голубой Звезды". С домом Охса они сообщаются через Мелантрихов переулок.

    Фотографии

    Добавить отзыв



    Представьтесь



    Читайте также:






    Офисы (адреса и телефоны)
    Подберите мне тур
    Позвоните мне

    Напишите нам