Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Россия
/ Россия / Карелия / Достопримечательности Карелии

Соловецкий монастырь

Виды туров

Курорты
России






 

Нашли ошибку? Напишите нам
Адрес: Соловецкий Архангельская обл. Россия 164070
Тел: +7 (81835) 9-02-98
Сайт: solovki-monastyr.ru
Время работы:
  • пн: 09:00 - 18:00
  • вт: 09:00 - 18:00
  • ср: 09:00 - 18:00
  • чт: 09:00 - 18:00
  • пт: 09:00 - 18:00


  • .

    Знаменитый Соловецкий монастырь находится на самом большом из островов одноименного архипелага, расположенного в Белом море при входе в Онежскую губу в 45 километрах к востоку от Поморского берега Белого моря.

    Уже в XII—XIII веках идет процесс постепенного освоения берегов и островов Белого моря. Вслед за рыбаками и купцами на новых территориях стали появляться и монахи. Учеником знаменитого религиозного подвижника того времени Кирилла Белозерского являлся один из будущих основателей Соловецкого монастыря Савватий. После долгого проживания под руководством мудрого наставника и, видимо, после его смерти Савватий отправляется на поиски «безмолвного» жития на Север. Валаамский монастырь на Ладожском озере показался ему, скорее всего, слишком шумным и он движется в своих поисках далее. От местных жителей Савватий узнает о Соловецком острове – большом и незаселенном. Поморы отговаривают престарелого монаха в одиночестве отправляться на остров. Старец попадает туда в 1429 году уже вместе с попутчиком монахом Германом. Трудно жилось монахам на острове – оторванность от материка, переменчивая и суровая природа русского Севера наполняли их жизнь постоянными лишениями. На шестом году жизни монахов на острове во время отъезда Германа в Онегу заболел и почувствовал близкую кончину Савватий. В одиночестве старый монах отправился на материк и вскоре там умер. Его мощи впоследствии были перенесены на остров и захоронены в Спасо-Преображенском соборе. Спустя год после смерти Савватия благодая Герману на остров приезжает будущий организатор монашеского жития — Зосима. Несомненно, основатели монастыря отличались мужеством, стойкостью. Именно благодаря им на Соловках стали формироваться религиозная община, налаживаться хозяйственный уклад обители.

    Первые постройки в монастыре были деревянными и не раз полностью истреблялись пожарами. Каменное строительство началось при игумене Филиппе. Первым каменным сооружением стала Успенская церковь с трапезной и келарской палатами. Этот комплекс был возведен новгородскими мастерам за 5 лет (1552 – 1557). В 1558- 1566 годах был построен Спасо – Преображенский собор. Три российских правителя внесли пожертвования на его строительство и обустройство – Иван Грозный выделил тысячу рублей на его сооружение, Петр I пожертвовал 600 рублей на создание нового пятиярусного иконостаса, Александр II после пребывания в монастыре подарил 200 рублей на роспись храма. В 1596 году над Святыми воротами была построена небольшая одноглавая Благовещенская церковь, в 1776 – 1777 годах на месте старой обветшавшей звонницы возводится трехярусная новая колокольня. В конце XVIII века была возводится больничная церковь во имя святителя Филиппа, впоследствии в 1856- 1860 годах строится Свято – Троицкий собор. Постепенно формируется архитектурный ансамбль монастыря, который могут видеть современные паломники и экскурсанты.

    Крепость монастыря была возведена в 1582 – 1596 годах при игумене Иакове - пятиугольное ожерелье стен, семь башен, десять ворот. Долгие годы мощная и неприступная крепость монастыря, построенная по всем правилам фортификационного искусства, сдерживала натиск агрессивных соседей. На монастырь государством были возложены обязанности по защите северных рубежей России.

    На протяжении столетий монастырь являлся одной из важнейших святынь России, центром православной веры. Остро и негативно приняли монахи монастыря проводимые патриархом Никоном реформы. С 1663 по 1668 год на имя царя были отправлены многочисленные послания, которые указывали на ересь проводимых преобразований и справедливость старой веры. Переговоры и стремление власти заручится поддержкой монахов столь уважаемого на Руси монастыря ник чему не привели и начинается период противостояния. Посылается для усмирения отряд стрельцов, монастыря отписываются все вотчины и промыслы, на острова запрещается доставлять деньги и припасы. Четыре года продолжается пассивная осада монастыря, но она не привела к ощутимым результатам. После неудачных переговоров вокруг монастыря сжигаются все суда, запасы сена, дров, имущество рыболовных и звериных промыслов, посылается хорошо вооруженное войско, которое приступает к штурму его стен. Осада длилась до января 1676 года, и неизвестно сколько бы еще упорствовали монахи, если бы не предательство в их рядах. Ночью, по указке монаха – перебежчика Феоктиста стрельцы через подземный ход пробрались к стене, проломали неглубокую закладку окна и проникли в нижние помещения Сушила, ворвались в обитель и открыли ворота Белой башни. Монахи сражались отчаянно, но их сопротивление было сломлено, и началась расправа с «мятежниками». Тех, кто не принял покаяния, обезглавливали, палили на огне, вешали, топили в проруби. Преданность старой вере и мученичество создало вокруг погибших ореол славы, списки «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа.

    В 1854 году в период Крымской войны монастырь отражает нападение английской эскадры. Два шестидесятипушечных фрегата, «Бриск» и «Миранда» приблизились к Соловецкому монастырю. Монахи, незнакомые с морской грамотой, восприняли сигнальные огни англичан не как стремление к началу переговоров, а как начало атаки. В процессе перестрелки ядро попало в английский фрегат и, повредив его, заставило уйти за мыс. Возмущению англичан не было предела, руководитель эскадры заявил, что обстреляв английский флаг, монастырь выступил как военная крепость. Было предъявлено требование сдачи гарнизона вместе с вооружением. Соловецкий игумен отвечал, что монастырь открыл огонь в ответ на выстрелы англичан и так как «оружия, флагов и других военных снарядов монастырь не имеет и поэтому сдавать нечего». Обстрел святой обители длился около девяти часов. Историки утверждают, что было выпущено примерно тысяча восемьсот ядер и бомб. Этого вполне хватило бы для разрушения нескольких городов. Однако превосходство англичан в вооружении не помогло им в решении военной задачи – взятии монастыря. Яростное сопротивление защитников заставило английские суда отойти от монастыря. Среди оборонявшихся не было жертв, лишь незначительно были повреждены некоторые постройки. Божья помощь? Слава об этих событиях повысила авторитет монастыря. Значительно увеличивается количество прибывающих на Соловки паломников, приезжают туда и почетные гости, и члены императорской фамилии, и даже иностранцы, в числе которых посол Франции в России Талейран.

    Издавна на Соловки ссылали неугодных власти лиц и религиозных отступников. Известно, что здесь находился сторонники «нестяжателей» Сильван, Артемий. Был здесь и автор известного «Сказания» о событиях Смутного времени Авраамий Палицын, похороненный после своего прощения у Преображенского собора. Сосланы были сюда за несогласие с реформами Никона управляющий печатным двором князь Львов и бывший царский любимец архимандрит подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря Никанор, принявшие активное участие в Соловецком восстании. В XVIII веке столетия в специально построенный в монастыре острог стали поступать заключенные по решению Синода и Тайной канцелярии - раскольники, скопцы, расстриги, пьяницы, вольнодумцы. Здесь закончил свою жизнь соратник Петра I, дипломат, управляющий Тайной канцелярией Петр Андреевич Толстой. Девять лет находился в ссылке за дворцовые интриги член Верховного тайного совета Василий Лукич Долгорукий. До упразднения тюрьмы в 1903 году количество его заключенных едва превышало триста человек.

    Советская власть организовала на Соловецких островах в 1920 году лагерь принудительных работ (вместе с конвоем насчитывал триста пятьдесят человек). Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году здесь создается новое карательное учреждение - Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), преобразованное в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Лагерь просуществовал до 1939 году и был закрыт в связи с начавшимися сравнительно недалеко от его района расположения военными столкновения в период советско – финской войны. На протяжении всего существования лагеря через его землянки, бараки, камеры монастырских зданий прошли тысячи человек. Первыми сюда попали политические противники новой власти — эсеры, меньшевики, анархисты, белогвардейцы, попадали сюда и уголовники, значительным был контингент лиц духовного звания, с 30- годов сюда стали свозить раскулаченных крестьян, членов религиозных сект, творческую интеллигенцию. Находились в лагерях женщины и дети. Детям - подросткам, которых стали отправлять сюда после ужесточения уголовного законодательства, разрешившего их судить, подвергать тюремному заключению и даже казни, особо тяжело приходилось в таких условиях. Женщины нередко подвергались сексуальным домогательствам, издевательствам. Детей, которые рождались у них в лагере, отправляли в детские дома и матери, как правило, их больше не видели. Трудились заключенные на лесоповале, торфоразработках, прокладке дорог. На Соловецких островах сохранились лагерные бараки, которые используются сейчас как магазины, жилые дома.

    В лагере находились выдающийся философ, математик, химик, священник П. А. Флоренский, среди имен заключенных находим историков В. П. Никольского, Н. П. Анциферова, В. В. Бахтина, М. О. Гордона, этнографов и краеведов Н. И. Виноградова, А. А. Евневича, П. К. Казаринова, поэтов и писателей Б. Н, Ширяева, Л. М. Могилянского, В. Камецкого, О. В. Волкова, художников О. Э. Браза, К. Н. Половцеву, профессора Московской консерватории Н. Я. Выгодского, крупнейшего исследователя древнерусской литературы Д. С. Лихачева. Культурно – просветительные программы лагеря (театр, библиотека, музей, выпуск литературного журнала и др.) были слабым утешением для заключенных. Суровые условия содержания, труднейшие условия работы, издевательство лагерного начальства, расстрелы без суда и следствия, болезни, недостаток продовольствия, болезни привели к большой смертности среди заключенных. По одним сведениям из общего числа заключенных за все годы существования лагеря (100 тысяч) погибли 15 – 20 тысяч. Именно эту цифру называли экскурсоводы, которые проводили экскурсии по истории Соловецкого лагеря. Многие погибшие погребены в безымянных братских могилах, разбросанных по островам. Последние годы сотрудниками Соловецкого музея музея ведется огромная работа по выяснению списка заключенных и созданию экспозиции по данному периоду истории монастыря. На Большом Соловецком острове поставлен памятник и Крест Соловецким узникам.

    В период Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагался учебный отряд Северного флота. Известная Соловецкая школа юнг подготовила для фронта тысячи юных моряков, специалистов в различных областях военно-морского дела.

    После долгих лет атеистической политики Советской власти решением Священного Синода Русской православной церкви от 25 октября 1990 года Соловецкий монастырь был возобновлен. Он является ставропигиальным, тоесть, его настоятелем является Святейший патриарх. Непосредственное руководство осуществляет наместник в сане архимандрита. В 1992 году из Санкт – Петербурга были возвращены святые мощи основателей монастыря – преподобных Савватия, Зосимы и Германа. В 1995 году восстановлено историческое название обители – Спасо- Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. На современном этапе у монастыря четыре подворья (В Москве, в селе Фаустово под Москвой, В Архангельске и Кеми), есть свои морские суда, подсобное хозяйство. На средства федерального бюджета и монастырские ведутся активные реставрационные работы.

    Рядом с Соловецкий монастырь расположены отели

    Добавить отзыв



    Представьтесь



    Читайте также:






    Офисы (адреса и телефоны)
    Подберите мне тур
    Позвоните мне

    Напишите нам