Поиск тура
по всем туроператорам

Вылет Москва
Страна Норвегия
/ Страны / Норвегия / Блог

Бергенская железная дорога: великие железнодорожные путешествия

Туры
в Норвегию

Курорты
Норвегии






 

Немного европейских железных дорог могут похвастаться таким маршрутом по малолюдной горной местности, как растянувшаяся на 500 километров линия, соединяющая норвежскую столицу с главным портом и вторым по величине городом страны. Это высочайшая в северной Европе основная железнодорожная линия, достигающая плато Хардангервидда (см. схему ниже) на высоте 1300 метров и проходящая по местности, где практически нет следов присутствия человека.



При прокладке дороги пришлось преодолевать немало сложностей. В частности, было предложено двенадцать вариантов маршрутов, из которых, в конечном итоге, выбрали только один. Существовала большая проблема с подвозом материалов, работе мешали постоянные снегопады и низкие температуры. Пришлось пробурить порядка 11,25 миль туннелей, преимущественно в гнейсе (очень твердая горная порода). Один за другим открывались все новые участки железной дороги, начиная с 1883 года. Один из первых поездов буквально утонул в снегу, а первый пассажирский состав по расписанию отправился с вокзала Осло только в 1908 году.

Маршрут становился все более и более популярным среди туристов, причем часть из них пользовалась им для того, чтобы добраться до Фломской железной дороги, ветки Бергенской ж/д, проходящей через долину Фломс и тянущейся до Согне-фьорда. По пути следования поезда снег лежит практически круглый год.

Маршрут

Поезд отправляется со станции Oslo S (Осло Центральный) по длинному туннелю, проложенному под городом. Когда состав выходит на поверхность, у пассажиров появляется возможность полюбоваться одним из красивейших фьордов страны — Драмс-фьордом. Обогнув озеро Тюрифьорд, поезд приближается к узловой станции Хёнефосс и начинает движение по Бергенской линии.

Фермы посреди холмов сменяются туннелем, за которым поезд выходит на выступ скалы высоко над озером Кредерен, за которым следует деревня Флом у покрытого лесом берега реки Халлингдал (Hallingdalselva). За Олем состав проезжает по металлическому мосту над красивой долиной реки Халлингдал и приближается к Гейло (Geilo), самому известному центру зимних видов спорта с 39 склонами для катания на горных лыжах и сноубордах и почти 500 км. трасс на пересеченной местности.

В зимние месяцы в поезде едет много горнолыжников, разъезжающихся по многочисленным лыжным курортам. Поезд оставляет за собой последние деревья и устремляется к северному берегу озера Ustevatn, покрытого льдом три четверти года. Состав проходит первый из многих навесов от снега, благодаря которым железнодорожная линия может функционировать даже во время самых сильных снежных бурь. В дизайне симпатичного деревянного станционного здания Haugastol национальный романтический стиль органично сочетается с югендстилем, североевропейским модерном. Отсюда начинаются пешеходные туристические маршруты по глубоким долинам и высоким плато и дорога Rallar Road, использовавшаяся рабочими при укладке железнодорожных путей. Сегодня дорога считается историческим памятником и используется преимущественно любителями горных велосипедов. Некоторые экстремалы даже устраивают велопробеги отсюда до самого моря у Бергена. Велосипед можно взять напрокат неподалеку от станции и в Финсе.

Поезд неожиданно выходит на прямой участок пути на высокогорном плато посреди снегов. Не много найдется в Европе железнодорожных маршрутов, проходящих по столь диким и суровым местам, да еще на такой высоте. В частности, в Финсе, где и дорог-то нормальных нет, находится высочайшая в Норвегии железнодорожная станция, расположенная на высоте свыше 1220 метров над уровнем моря. В 1912 году здесь тренировались люди из британской арктической экспедиции Роберта Скотта, а в 1979 Джордж Лукас снимал эти места в своих «Звездных войнах». Возле станции находится музей, посвященный рабочим, строившим железную дорогу, и единственный в Финсе отель со своей собственной пекарней.

Еще выше в горах, когда состав достигнет Таугеванна (высота около 1250 метров), время от времени из окон поезда можно увидеть саамов, путешествующих на санях, запряженных ездовыми собаками. Работающая без персонала станция Hallingskeid стоит прямо в галерее для защиты от снежных обвалов. Затерявшаяся в огромной каменной чаше из горных вершин, станция Мюрдаль (Myrdal) оживает с прибытием поезда. Сюда еще подтягиваются пассажиры с круизных судов, совершающие восхождение из Флома и развивающие бешеную активность в большом кафе и магазине сувениров.

Железнодорожный путь возвращается в зону лесов и, спускаясь с горы, проходит мимо станции Mjolfjell, а затем тянется высоко над рекой Raundal, несущей свои воды по живописному каньону. Горный сельскохозяйственный регион сильно контрастирует с безлюдными плато. Особенно это заметно, когда поезд прибывает в крупный город и горнолыжный курорт Восс. Именно здесь норвежский король Хокон VII, присутствовавший на торжественном открытии железной дороги в 1909 году, описал это событие как «величайшее достижение нашего поколения».

Обогнув озеро, поезд поднимается вверх по склону вдоль реки Восса, время от времени проезжая мимо пешеходных висячих мостов. Затем состав проходит по туннелю перед станцией Дейл (Dale). Достигнув уровня моря, железнодорожный путь идет вдоль берега с лодочными причалами, уходящими в воду. На встречающихся время от времени мысах с возвышенностями стоят деревянные хижины, окрашенные темной бычьей кровью. Хвойные деревья находят где пустить корни даже на голых скалах. Только они и выживают на негостеприимных высоких утесах, нависающих над фьордами.

Поезд «ныряет» в туннель в горе Ульрикен и вскоре после него прибывает в Берген, останавливаясь около станционного здания, построенного в 1913 году из темного камня. От станции до центра города можно доехать пригородным поездом (направление Byparken Terminal). Брюгген, комплекс ярких торговых зданий на набережной Бергена, в 1979 году был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В список Брюгген попал преимущественно из-за ряда старинных деревянных построек, выстроившихся вдоль причала. Значительная часть исторического комплекса была уничтожена пожаром в 1702 году. До нашего времени сохранилось порядка четверти построек. В ясный день есть смысл подняться на фуникулере на гору Флёйен или на вершину Улриксбанен, чтобы полюбоваться панорамными видами на город и побережье.


Дом «Тролльхауген», в котором жил композитор Эдвард Григ, сегодня представляет собой музей с кафетерием, магазином сувениров и концертным залом. Чтобы добраться до дома-музея, нужно сесть на трамвай до Хопа и пройти около 20 минут от конечной остановки, ориентируясь по дорожным указателям. Рядом с «Тролльхаугеном» стоит удивительная деревянная церковь Fantoft Stave. Оригинальная конструкция, сооруженная в 1150 году, была перенесена на это место в 1883 году. В Бергене также есть впечатляющий музей на открытом воздухе с пятьюдесятью деревянными домами. Музей является частью музея Старого Бергена.

Достопримечательности


Ветка Мюрдаль — Флом — один из самых экстраординарных железнодорожных маршрутов в мире. Этот район — третье по популярности туристическое направление Норвегии. Пусть длина участка всего 12,5 миль, но уклон пути настолько большой, что на некоторые локомотивы приходится ставить аж по четыре тормозные системы. Здесь самый большой уклон на железнодорожной колее стандартной ширины в Европе. На ветку приходится 20 туннелей и столько же галерей для защиты от снежных обвалов. Виды на Согнефьорд, самый крупный фьорд Норвегии, просто великолепны.

Время 

При движении в западном направлении — 6 часов 47 минут, в восточном — 6 часов 29 минут. Поездка по маршруту Мюрдаль — Флом займет около 55 минут.

Стоимость

Стоимость проезда от Осло до Бергена начинается с 160евро одну сторону, от 320 евро туда и обратно.

На борту

В электропоездах NSB Komfort каждому пассажиру полагаются: сидячее место, столик, кофе и чай. В вагоне-ресторане подают горячие блюда, салаты, закуски, печенье и напитки. Есть отдельная детская комната с детскими книгами и фильмами. В NSB Sove есть спальные места для поездок с ночевкой в двухместных купе.

Что взять

Средства от отморожения, если планируете долго находиться за пределами поезда; солнцезащитные очки.

Что почитать

Норвежский писатель Кнут Гамсун в 1920 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Почитайте «Плоды земли», роман с прекрасными описаниями норвежских ландшафтов, за который собственно и получил премию писатель.

Из современных норвежских писателей за пределами страны, скорее всего, больше всего известен Ю. Несбё, автор детективных романов. В его романе «Снеговик» Осло и Берген объединяются характерами детективов Гарри Хоула и Кэтрин Братт.

Что послушать

Само собой разумеется, в классической музыке начать стоит с Эдварда Грига, уроженца Бергена. Его «Пер Гюнт» вызывает ассоциации с норвежским ландшафтом, сюита «Из времен Хольберга» напоминает о героической истории, а завершить концерт классики можно концертом для пианино с оркестром (Piano Concerto), до сих пор остающимся одной из самых популярных работ композитора.

Песня «Битлз» «Норвежский лес» (Norwegian Wood, 1965 год), привнесшая ситару в инструментарий поп-музыки, была написана не о Норвегии, но тоже подойдет.

Что посмотреть

На леднике Хардангерйокулен, возле городка Финсе, снимался эпизод на ледяной планете в самом начале фильма «Звездные войны: Империя наносит ответный удар». Съемки фильма совпали по времени с самым сильным бураном за последние 50 лет. Температура воздуха опустилась до –29ºC, а толщина снежного покрова составила почти 5 метров.

В Бергене снималась первая часть фэнтезийной комедии «Ведьмы» (1990 год, режиссер Николас Роуг) по мотивам книги Роальда Даля. В картине снимались Анжелика Хьюстон, Май Зеттерлинг и Роуэн Аткинсон.


Добавить комментарий



Представьтесь



Другие публикации...

Тель-Авив с детьми: прибрежный город для всей семьи
Несмотря на то, что ночью Тель-Авив является раем для любителей вечеринок, днем он становится настоящим магнитом для семейных отдыхающих. Детей можно увидеть практически везде: в кафе, на рынках, в музеях...
ТОП-10 исторических городов Англии
В Англии невероятно много исторических мест, в которых можно совершить путешествие в далекое прошлое Туманного Альбиона. Ничего удивительного: англия — древняя страна со множеством старинных...
Кухня, машины и культура: девять причин посетить Эмилию-Романью
Эмилия-Романья не так широко известна и привлекает не так много туристов, как соседний регион Италии – Тоскана. Это делает данную местность отличным примером того, какой великолепный результат можно...






Офисы (адреса и телефоны)
Подберите мне тур
Позвоните мне

Напишите нам