Собор Святого Марка в Венеции: путеводитель для путешественника
Туры
в Италию
- Горящие путевки
- Экскурсионные туры
- Новый год 2025
- Отдых с детьми
- Горные лыжи
- Пляжный отдых
- Дешевые туры
- Майские праздники
- Круизы
Курорты
Италии
Италии
-
Венеция
от 142304₽
- Искья
-
Калабрия
от 95088₽
- Капри
-
Милан
от 137622₽
-
Рим
от 161705₽
-
Римини
от 30414₽
-
Сардиния
от 66721₽
-
Флоренция
от 241777₽
-
озеро Гарда
от 177363₽
- Все курорты
Собор Святого Марка в Венеции, бывший до начала XIX века придворной капеллой дожей, впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка привезли из Александрии в Венецию. Нынешняя планировка, скопированная с константинопольского храма Святых Апостолов, датируется 1063-им годом. В 1075-ом году дож издал указ, по которому каждый возвращающийся из плаванья корабль должен был привезти что-нибудь ценное для украшения базилики. Так здесь появились свыше пятисот колонны из редких видов мрамора, порфиры, гипс и яшма с Востока. В интерьере собора 4240 квадратных метров золотых мозаик, преимущественно XII и XIII веков. С 1500 по 1750 год некоторые из старых секций были заменены на «современные» мозаики работы известнейших мастеров того времени, включая Тициана и Тинторетто. Мозаика, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница делают собор Святого Марка в Венеции одной из самых любимых туристами достопримечательностей Италии.
Северный и южный фасады
До 1503 года, когда южный фасад собора был закрыт, главным его украшением был красивый церемониальный вход со стороны лагуны. Но даже когда фасад спрятался за Дворцом Дожей, он все еще привлекает внимание со стороны Большого канала. Скульптуры и мозаичные изображения органично дополняют храмовую архитектуру. Обратите внимание на двух грифонов на первой арке и византийскую мозаику с Девой Марией (XIII век) между арочными пролетами второго этажа.
Перед фасадом установлены две мраморные пилястры. Пилястры Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го столетия, стали трофеем венецианцев в 1256 году. Вместе с мощами святого они были захвачены в Акре. Скульптурная композиция с тетрархами, стоящая в углу, была сделана из порфира предположительно в Египте в 4-ом столетии.
Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини. Входной портал Porta dei Fiori («Дверь цветов») украшен красивым барельефом с рождением Иисуса (XIII век). Изображение окаймлено листвой, ангелами и пророками. На двух других барельефах изображены трон Создателя с шестью овцами по каждой стороне (VII-VIII век; овцы символизируют двенадцать апостолов) и Колесница Александра Великого, запряженная грифонами (X век).
Портик и галерея
Как и во всех византийских базиликах, в соборе Святого Марка есть портик (нартекс, входное помещение), ведущее в главный зал церкви. Мозаики на куполах и арках портика датируются 13-ым столетием, кроме изображения Святого Марка, добавленного в декор сводов в 1545 году. Мозаичные изображения, справа налево: творение, Каин и Авель, Ноев ковчег, Вавилонская башня, Авраам, Иосиф и Моисей. У каждого из трех входных порталов, ведущих в церковь, установлены мраморные колонны с красиво украшенными капителями VI-IX веков. В правом портале установлена бронзовая дверь 10-го столетия, покрытая серебряными надписями на греческом. Дожей с XII века хоронили во внешней стене дворца.
Над нартексом находится открытая галерея, на которой до 1981 года стояли четыре знаменитых бронзовых коня, возвышавшиеся над площадью Святого Марка. Некогда они были частью квадриги на константинопольском ипподроме, предположительно в III или IV веке нашей эры. В Венецию их привез дож Энрико Дандоло после падения Константинополя. В 1797 году Наполеон увез бронзовых лошадей в Париж, но в 1815 году, после поражения Бонапарта, они снова вернулись в Венецию. Сегодня оригиналы можно увидеть в музее Марчиано.
Интерьер и мозаика
Практически невозможно выделить какую-то основную достопримечательность в этом переполненном сокровищами соборе, но первыми попадут в поле вашего зрения удивительные мозаики. Планировка собора и мозаичные изображения дают некоторое представление о величии Византии, пусть даже в интерьере базилики наблюдается смешение архитектурных стилей, начиная с классических и заканчивая 19-ым столетием.
Каждый из пяти куполов, покоящихся на огромных опорных колоннах, достигает диаметра тринадцать метров и имеет шестнадцать окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Из-за этих мозаик собор нередко называют Basilica d Oro, «Золотая базилика». Большинство мозаик куполов датируются 1160-1200 гг, старейшие изображения находятся прямо над хорами. Лучший вид на мозаики открывается из галерей возле музея. В центре первого от входа купола изображен голубь, символизирующий Святого Духа. От голубя расходятся облака, за которыми стоят апостолы. На центральном куполе изображен Иисус Христос в окружении звезд и Дева Мария с двумя херувимами и апостолами. В Капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, можно увидеть мозаики жития Святого Иоанна (XII век).
Пала д Оро («золотой алтарь»)
Когда встанете перед великолепным золотым алтарем Сан-Марко, сразу поймете, почему он считается одним из самых ярких проявлений византийского религиозного искусства. Он занимает 3,45 метра в длину и 1,4 метра в высоту. Алтарь Святого Марка — один из лучших алтарей Европы. Над ним работали лучшие мастера Венеции и Константинополя. Пала д Оро украшен золотым декором с медальонами с изображениями жития Христа, жития Святого Марка и других библейских тем. Последние элементы добавляли через пять столетий после начала изготовления алтаря.
Нижняя секция датируется 1102-1118 гг. Здесь находятся фрески со сценами из жизни Святого Марка. Серия из шести византийских портретов с центральным образом в виде архангела Михаила, как предполагается, была сделана в Константинополе после 1204 года. Последние изменения в дизайн внес с 1343 по 1345 год дож Дандоло, нанявший двух венецианских золотых дел мастеров для украшения алтаря в романской арке и нижней готической арки. В эти годы алтари были инкрустированы двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.
Мраморные полы
Если купола и потолки символизируют небеса, то, в полном согласии с византийскими архитектурными традициями, полы символизируют землю. 2099 квадратных метров полов покрыты искусными геометрическими и натуралистическими мраморными мозаичными узорами. В основном узоры геометрические, но тут и там попадаются изображения животных или флористические мотивы. Считается, что мастера, делавшие мозаику на полах и потолках, прибыли из Константинополя или Греции.
Капеллы в трансептах
В коротких трансептах, отходящих по обе стороны от центрального купола, есть несколько капелл, посвященных Богородице и различным святым. Алтарь часовни Богородицы украшен готическим алтарем со скульптурами и мозаикой на сводчатых потолках. Алтарь и мозаика датируются XV веком. В стене Капеллы Святой Исидоры покоится саркофаг с мощами святой. Алтарь Капеллы Богородицы Никопея, также в северном трансепте, украшен бесценной византийской иконой Девы Марии Никопея, декорированной жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями. Икону привезли из Константинополя в 1204 году. В часовне Святого Петра стоит обратить внимание на потрясающий иконостас XIV века. Также отсюда открывается хороший вид на главный алтарь собора и мозаику на хорах.
В южном трансепте находится Капелла Святого Климента, бывшая часовня дожа. Стена отделяет колонны XIV века от мозаики со Святым Климентом в апсиде (XII век). Южный алтарь датируется 1617-ым годом. Перед ним находится место, отмеченное мозаикой на полу, где повторно нашли мощи Святого Марка, потерянные в пожаре 976 года. На мозаике 12-го столетия изображены притчи и чудеса Христа.
Крестная перегородка и святилище
Хоры отделены от нефа крестной перегородкой. Аналой был украшен с 1394 по 1404 год серебряным распятием и статуэтками Богородицы, Святого Марка и апостолов работы братьев Якопо, Пьетро Паоло и братьев Масенье. Справа стоит амвон, у которого стоял новый дож, представляясь народу. Хоры украшают бронзовые барельефы работы Якопо Сансовино (1537-1541 гг) со сценами из жизни Святого Марка, чьи мощи покоятся в главном престоле собора. Четыре колонны, поддерживающие каменный навес над алтарем, украшены 324-мя барельефами 13-го столетия с житиями Иисуса и Марии.
Сокровищница
Сокровищница, в которую можно попасть через угловой вход в южном трансепте, полна диковинами, привезенными венецианцами из Константинополя в 1204 году. Одних только изделий из золота, серебра и других драгоценных металлов насчитывается 283 объекта. Сокровищница базилики Святого Марка — одна из самых важных и богатых церковных сокровищниц Европы, даже после разграбления церкви войсками Наполеона и использования части драгоценностей при реконструкции собора в начале 19-го столетия. Среди константинопольских трофеев было 110 золотых и серебряных византийских реликвий XI-XIII веков, инкрустированных драгоценными камнями. Здесь можно увидеть византийские иконы с покрытием из золота и серебра, потиры, посуду, шедевры исламского искусства, филигранные венецианские украшения, золотое шитье и подарки собору, сделанные папами, европейскими монархами и дожами. Обязательно обратите внимание на роскошный трон дожей, две красивые хрустальные лампы в форме рыб, вырезанную из цельного куска агата амфору, иконы Архангела Михаила и жаровню в форме небольшого здания с пятью куполами.
Музей Марчиано
Небольшая дверь у главного входа в собор ведет в музей, где хранятся оригиналы четырех знаменитый лошадей, некогда стоявших в галерее над главным входом. Эти медные кони, покрытые позолотой, в свое время немало попутешествовали. Сначала венецианцы вывезли их из Константинополя в качестве трофеев. Затем они стали добычей Наполеона, снова вернулись в галерею, где стояли изначально, а в конечном итоге попали в музей Марчиано. Также обратите внимание на великолепные гобелены XIII-XVI веков, византийские скульптуры XII века и красивый алтарный образ для Пала д Оро, созданный в 1345 году Паоло Венециано и его сыновьями. Образ украшен сценками из жития Святого Марка.
Советы по посещению собора Сан-Марко
Время: собор Сан-Марко — одна из важнейших достопримечательностей города, поэтому отводите на ее осмотр достаточно много времени. Лучшее время для посещения — раннее утро либо полдень, когда туристические группы отправляются на обед.
Дресс-код: собор — место поклонения, поэтому одевайтесь соответствующе (женские плечи должны быть покрыты, никаких шорт, мужчинам лучше одеть рубашку).
Вещи лучше оставить в Ateneo San Basso, на пьяцетте Леончини, у северного фасада, слева от главного входного портала.
Лучшие виды: мозаику лучше всего видно из галереи, что у входа в музей. Возьмите с собой бинокль, чтобы лучше все разглядеть.
Еда и напитки: множество кафе и ресторанов находятся в районе площади Святого Марка и на берегу Гранд-канала, в нескольких метрах от базилики.
Как добраться:
Сядьте на вапоретто, венецианскую версию водного такси, и выходите на Святого Марка или на Святого Захария, ближайших к базилике остановках.
Адрес:
Площадь Сан-Марко, Венеция на карте
www.basilicasanmarco.it
Схема базилики
Базилика Сан-Марко в Венеции, карта
Легенда
(A) Арка Рая
(B) Арка Апокалипсиса
(C) Пятидесятница
(D) Сцены из Страстей Христовых
(E) Вознесение
(F) Святой Михаил с мечом
(G) Святой Иоанн
(H) Генеалогическое древо Девы Марии
(I) Омовение ступней, Искушение в пустыне
(K) Святой Леонард
(L) Четыре чуда Иисуса
(M) Святой Петр, Воскресение и т. д.
(N) Мозаики хоров
(O) Овечка Господа
(P) Христос со святыми
(1) Главный протал
(2-5) Альковы в портале
(6) Колонна Пьетро-дель-Бандо
(7) Колонны Акритани
(8) Скульптура «Тетрархи»
(9) Лестница в музей Марчиано
(10) Ворота Святого Петра
(11) Ворота Цветов
(12) Капитель Креста
(13) Романская чаша для святой воды с ангелами (XII век)
(14) Капелла Мадонны Масколи
(15) Капелла Святого Исидора
(16) Капелла Мадонны Никопейской
(17) Алтари Святого Петра
(18) Капелла Святого Петра
(19) Высокий алтарь
(20) Пала д'Оро
(21) Иконостас
(22) Рака
(23) Капелла Святого Климента
(24) Алтари Святого Джакомо
(25) Проход во Дворец дожей
(26) Вход в сокровищницу
(27) Tesoro (Сокровищница) с изделиями из золота и других драгоценных металлов и камней
(28) Battistero (Баптистерий)
(29) Купель 1546 года
(30) Капелла Дзена, названная по имени кардинала Дж. Б. Дзена (умер в 1501 году)
Ризница
Добавить комментарий
Представьтесь
14 лучших туристических достопримечательностей Кении
Кения – это практически синоним слова «сафари». Мало найдется мест на планете, которые могут похвастаться такой же сильной атмосферой приключенческой романтики. Огромное разнообразие...
Кения – это практически синоним слова «сафари». Мало найдется мест на планете, которые могут похвастаться такой же сильной атмосферой приключенческой романтики. Огромное разнообразие...
Лечение в Израиле: комплексный подход – 100% результат
Когда речь заходит о здоровье своем или близких, мы предпочитаем выбирать медицину западных клиник, по-прежнему не особенно доверяя отечественным больницам и докторам. И дело совсем не в профессионализме...
Когда речь заходит о здоровье своем или близких, мы предпочитаем выбирать медицину западных клиник, по-прежнему не особенно доверяя отечественным больницам и докторам. И дело совсем не в профессионализме...
Чем заняться на Бермудах помимо пляжного отдыха
На многих популярных среди туристов островах в этой части света интерес представляют только курорты с полями для гольфа и красивые пляжи, но Бермуды — нечто большее, чем просто «стандартный...
На многих популярных среди туристов островах в этой части света интерес представляют только курорты с полями для гольфа и красивые пляжи, но Бермуды — нечто большее, чем просто «стандартный...