Церковь Святого Духа
Виды туров
Эстонии
Время работы:
Маленькая церковь Пюхавайму (Святого духа) - старейшая церковь Таллина. На наружной стене - очень красивые резные часы, которые сделаны в 1688 году. Работают по сей день. Маленькая двухнефная церковь, упоминавшаяся в 1316 году вместе с церковью св. Николая в документации магистрата. Столетиями она была капеллой и церковью-богадельней магистрата. В истории строительства церкви Святого духа еще много спорного. Старейшая часть церкви - маленькая четырехугольная алтарная часть (9,2X7,2 метра), построенная в XIII веке, вероятно, составляла первоначальную капеллу. Помещение хоров перекрыли сводами в первые годы XIV века. В XIV веке была построена типичная для богадельни двухнефная продольная часть. Северный неф продлила капелла, преобразованная в хоры. Северный неф служил главным нефом для городского прихода, южный неф был предназначен главным образом для жителей богадельни. Очевидно, перед Реформацией нефы были разделены какой-то решеткой. Главный портал церкви находится в западной травее северного нефа и оформлен как трехступенчатый перспективный портал. Здесь нет горизонтального импоста, типичного для архитектуры Таллинна XV века. В южный неф церкви можно было попасть через простой портал с полуциркульной аркой, расположенный во дворе богадельни у второго свода с восточной стороны кладбища. Портал с простым оформлением в западной травее южного нефа, очевидно, дополнение послереформационного периода. В XX веке пробили дверной проем в восточной травее южного нефа. В интерьере церкви встречаем типичные для Таллина четырехгранные массивные пилоны, исключением являются плиточная капитель и широкие пологие подпружные арки, разделяющие низкие без-нервюрные крестовые своды (высота 9,5 метра). Указанные мотивы взяты из Готланда; господствовавшая там в XIII веке архитектура оказала влияние и на церковь Святого духа. Это естественно, т. к. наряду с примерами вестфальской архитектуры в XIII-XIV веках в Таллинне очень чувствуется архитектурная школа Висбю. Важнейшую роль в силуэте церкви играет восьмигранная башня, построенная в основном в середине XIV века. Нижняя четырехугольная часть ствола башни как исключение построена внутри церкви у ее западной стены. Выполненный в начале 30-х годов XVII века Гейгером Граффом нынешний позднеренессансный кивер в 1684 году пострадал от пожара и восстановлен в 1688 году по проекту Даниэля Биккеля. Необходимые строительные работы проводили плотник Андреас Ян и медник Давид Хюбнер. Сохранен кивер башни с первоначальным членением трех куполов. В XVII веке здание приобрело ступенчатый щипец. Скромная архитектура здания компенсируется его богатым убранством. Здесь представлены практически все стили - от готики до классицизма. Самая ценная деталь внутреннего оформления, нетронутая Реформацией, - главный алтарь - второе произведение любекского мастера Бернта Нотке после "Пляски смерти", созданное в Таллинне. Алтарь был установлен в 1483 году. Композиция средней части алтаря с двумя створками изображает сцену явления Святого духа. Боковые створки покрыты росписями сценами из жития св. Елизаветы а также "Страстей господних". Своим наивным благоговейным содержанием они передают в ярких красках мироощущение человека своего времени. Готический стиль представляют также колокол, отлитый в 1433 году мастером Мертеном Зейфертом (часть текста на нем по содержанию весьма демократична: "Бью для всех одинаково верно, - как служанке, так и слуге, как госпоже, так и господину - и этого никто не может поставить мне в вину") и очень экспрессивное распятие на балке триумфальной арки. Прекрасно выполненная в 1513 году работа, относящаяся к поздней готике (хотя уже чувствуется влияние ренессанса), - резной рельеф скамьи хоров с изображением апостола Андрея. В стиле ренессанса выполнены некоторые люстры и спинка второй скамьи хоров, изображающие мотивы легенды Виргилиуса. Резьба скамьи относится к первой половине XVI века. Наиболее ярко стиль ренессанса здесь представляет старейшая в Таллинне висячая кафедра, пожертвованная бургомистром Хейнрихом фон Лооном. Однако авторы этой работы остались неизвестными. Некоторые детали кафедры предвещают приближение барокко. Интереснейший пример этого стиля - ажурная резьба боковых стен, в выполнении которой принимал участие выдающийся скульптор и резчик первой половины 60-х годов XVII века Элерт Тиле. 57 картин на боковых стенах хоров составляют известную библейскую серию картин, под названием "Biblia pauperum". Расположение картин начинается с конца восточной части южного нефа. На первом полотне изображен Адам в раю. В стиле барокко выполнены также церковные скамьи, некоторые люстры, картины и эпитафии на стенах церкви. Циферблат часов на внешней стене церкви сделан очень плодовитым мастером Кристианом Аккерманом в 1684 году. Классицизм представлен весьма скромно: его единственным примером является полотно Иоганнеса Хау с изображением сретения Господня. Церковь Святого духа была важным культурным центром для горожан-эстонцев. Священнослужители церкви Симон Ванрадт и Иоханн Коэль составили и перевели на эстонский язык катехизис лютеранской веры, напечатанный в 1535 году в Виттенберге, - одно из старейших печатных изданий на эстонском языке. От этого издания сохранились лишь 11 фрагментов. В 1563-1600 годах Бальтазар Руссов, будучи священнослужителем церкви Святого духа, написал свою знаменитую "Ливонскую хронику", напечатанную в 1578 году в Ростоке. В 1601-1608 годах священнослужителем церкви был Георг Мюллер, от трудов которого сохранились 39 богато оформленных текстов проповедей на эстонском языке.