Амбер Форт
Виды туров
- Горящие путевки
- Экскурсионные туры
- Паломнические
- Отдых с детьми
- Пляжный отдых
- Дешевые туры
- Майские праздники
- Новый год 2025
- Раннее бронирование
Индии
- Агра
-
Арамболь
от 112213₽
- Гималаи
-
Гоа
от 112213₽
-
Джайпур
от 191265₽
-
Керала
от 229172₽
-
Мумбаи (Бомбей)
от 201874₽
-
Нью Дели
от 107625₽
-
Северный Гоа
от 112213₽
-
Южный Гоа
от 115901₽
- Все курорты
Время работы:
Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.
Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I — командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха — Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.
Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта — природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.
Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.
Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание — прасада, рядом с ней — одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая — служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая — один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.
Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре — Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам — Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) — храму с огромным залом для молитв.
Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые — из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.
За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.
Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).
Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары — заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана — настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.
С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.